Форум сайта «Образовательный проект Леонида Некина»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Задачник по воспитанию

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Ниже приводится подборка задач по воспитанию из классической книги Дрейкурса "Дети: задача на сообразительность". Решения, предлагаемые самим Дрейкурсом, можно посмотреть здесь. Кто может поделиться своими решениями, а главное - своими задачами?

1. Ребенок закатывает истерику на улице.

Мама и пятилетняя Сабина возвращаются с детской площадки домой. Сабина заявляет, что хочет пойти в кафе-мороженое. Мама отвечает, что сейчас не время. Однако Сабина становится всё настойчивее: принимается ныть, капризничать и, наконец, валится с истошными криками на тротуар.

2. Ребенок закатывает истерику дома.

Четырехлетняя Сильвия приходит на кухню, где мама готовит обед:
      — Я хочу пить, — говорит она противным плаксивым голосом.
      — Пожалуйста, перестань хныкать, — отвечает мама. — Я налью тебе воды, после того как ты попросишь меня об этом нормальным тоном.
      — А-а! Не хочу воды, хочу лимонаду!
      Сильвия отчаянно плачет и тянет маму за фартук.

3. Еще одна домашняя истерика.

Мама с пятилетним Алексом побывали в гостях у друзей семьи. Там Алекс с большим интересом наблюдал, как хозяйский сынок Курт заставляет родителей плясать под свою дудку с помощью истерик. Алекс решил перенять этот «интересный» опыт.
      Мама, папа и Алекс ужинают. Алекс вдруг вспоминает, что получил в гостях шоколадку. Он встает из-за стола и уходит искать ее в карманах своей куртки. В этой семье, однако, с давних пор существует правило: кто во время еды покидает стол, тот обратно уже не допускается. Поэтому, пока Алекс отсутствует, мама убирает его тарелку прочь. Возвратившись назад и увидев, что тарелки нет, Алекс кидается на пол и принимается истерически завывать, точь-в-точь как это делал Курт.

4. Истерика в гостях.

Мама с пятилетней Ульрикой пришли в гости к соседке. Предполагалось, что Ульрика поиграет с соседскими девочками Люсией и Марией, пока дамы будут вести приятную беседу за чашечкой кофе. Однако Ульрика, со слезами на глазах, неожиданно просит:
      — Мама, я хочу сидеть рядом с тобой.
      — Но, радость моя, — отвечает мама, — посмотри, какие красивые куклы есть у Люсии и Марии!
      Ульрика, не поддаваясь ни на какие уговоры, ревет всё громче и громче:
      — Я хочу сидеть рядом с тобой!

5. Ребенок досаждает родителям при гостях.

Родители играют с гостями в бридж. Приходит семилетняя Паула и принимается рассказывать о том, как она поссорилась сегодня с подругой.
      — М-м, — говорит мама, вглядываясь в свои карты. — Наверно, твоя подружка была сегодня не в духе.
      — Но почему, мама?
      — Не знаю.
      — А почему ты не знаешь?
      В то время, пока Паула засыпает маму вопросами, разыгрывая из себя ненасытную почемучку, является пятилетний Петер и начинает бегать взад-вперед. В конце концов он сталкивается с Паулой. Дети затевают шумную возню. На просьбы удалиться в свою комнату они не реагируют.

6. Ребенок ходит по лужам.

Выйдя на прогулку, двухлетний Йозеф ходит по лужам. Его ноги моментально промокают.

7. Ребенок слишком медленно одевается.

Наступило время традиционной вечерней прогулки перед сном. Родители ждут, когда трехлетняя Рита оденется, но та едва шевелится и тянет время.

8. Ребенок мешкает перед уходом в школу.

Каждое утро матери приходится проделывать титаническую работу, чтобы вовремя собрать семилетнюю Анну в школу. Анна постоянно находит повод потянуть время. То ей не нравится, как выглажено платье, то ей, вообще, платье не подходит. То вдруг потеряются какие-то пояски или заколки, и мама вынуждена их срочно искать. Всякий раз ей всё-таки удается собрать дочь к положенному сроку, но она уже близка к нервному срыву.

9. Ребенок не хочет одевать теплую одежду.

Каждое утро перед уходом в школу семилетний Ральф долго препирается с матерью по поводу того, что ему одевать. Мама хочет одеть его потеплее, но он отвергает всё, что она ему предлагает.

10. Ребенок отказывается есть.

Четырехлетняя Луиза корчит за ужином недовольные гримасы и заявляет, что не хочет есть.

11. Ребенок мешкает за едой.

Восьмилетний Том пришел на детский праздник. Он отличается исключительной медлительностью в еде. Остальные дети уже давно поели, а он всё еще похлебывает свое какао из почти полной чашки да покусывает почти нетронутую булочку.

12. Ребенок ест только макароны.

Девятилетний Марк отказывается есть что-либо, кроме макарон. Всякий раз за столом разыгрывается настоящая борьба за то, чтобы впихнуть в него хотя бы кусочек какой-нибудь другой еды.

13. Ребенок не является вовремя на ужин.

Каждый день вся семья садится за ужин в семь часов, но десятилетний Христиан часто заигрывается во дворе с друзьями и приходит домой значительно позже. Мама, отругав его за опоздание, разогревает ему еду и ждет, пока он поест, чтобы убрать за ним посуду.

14. Ребенок разбрасывает одежду где попало.

Тринадцатилетняя Марта не просто бросает свою одежду на пол в том месте, где сняла — но и, как нарочно, делает это так, чтобы по возможности больше ее смять. Никакие уговоры, угрозы и ругань на Марту не действуют.

15. Ребенок не желает прибираться за собой.

У восьмилетней Лизы одежда и игрушки разбросаны по всему полу. На призывы прибраться она не реагирует.

16. Дети заходят на кухню в грязной обуви.

Двое детей, шести и четырех лет, вернувшись с прогулки, проходят в грязной обуви на кухню, чтобы спросить у мамы, скоро ли будет готов ужин.

17. Ребенок теряет вещи.

Десятилетний Альберт забывает в раздевалке свои спортивные тапочки. Когда он за ними возвращается, их уже там нет. Он приходит домой весь в слезах.

18. Дети обещали ухаживать за собакой, но слова не держат.

Михаэль и Роланд, 11-ти и 9-ти лет, уже давно хотят иметь собаку. Родители в конце концов соглашаются на это, но только при условии, что дети сами будут за ней ухаживать. Они с готовностью дают в том свое честное слово — и вот, в доме появляется прелестный щенок. Дети совершенно счастливы и с удовольствием ухаживают за своим любимцем. Однако со временем их пыл остывает, и они начинают пренебрегать своими обязанностями. Собака лежит не кормленная.

19. Ребенок бьет мать.

Четырехлетняя Элен бьет или кусает свою мать, если та ей в чем-то не угодила.

20. Ребенок играет со спичками.

Для четырехлетнего Вилли спички имеют необыкновенно притягательную силу. Два раза его уже заставали за тем, что он играет с ними в своей комнате. Ему неоднократно объясняли, что это очень опасно, но не похоже, чтобы эти объяснения произвели на него должное впечатление.
       На этот раз мама почувствовала запах гари из ванной комнаты. Поспешив туда, она обнаруживает Вилли, с любопытством глядящего на пылающую занавеску. К счастью, маме удается быстро потушить огонь. Но что, спрашивается, делать, чтобы Вилли, наконец, понял, что играть со спичками недопустимо?

21. Ребенок не желает ложиться спать.

Каждый вечер в 19.30 начинается отчаянная борьба за укладывание ребенка в кровать. Четырехлетний Гарри проявляет себя как искусный мастер по затягиванию времени.

2

Это кошмар!
Я с таким удовольствием и интересом читала все материалы на сайте, что просто в шоке от этой статьи. По крайней мере на моих детях не работает почти ни одно из приведенных решений.
Интересно, у этого психолога есть свои дети или блюдем традицию Спока, Монтессори и Ледлофф?

3

Это, действительно, кошмар! Работать-то оно будет,но я к таким отношениям с детьми,надеюсь,не дойду (((

4

Жёстко!

5

Не согласен с тем, что единственный метод воспитания -- показывать ребёнку последствия действий и предоставлять свободу выбора. Если применять другие методы, то можно добиться большего (правда, эти методы не 100%-е), но всё же все люди их применяют.

Основной недостаток системы -- непонятно что делать, когда нет в наличии компромиссного варианта, наилучшего для обоих сторон (то есть нет возможности адекватно наказать ребёнка за неправильное поведение). Как, например, нет особых рычагов влияния у начальника предприятия, который платит работнику 5 тысяч в месяц, и не хочет платить больше 7, а работнику предложили 30.

И вообще, почему автор решил, что нужно быть с ребёнком честным? Ведь это тоже метод воздействия! Итак, как можно добиться большего, чем просто используя систему автора:

-- запудрить ребёнку мозги, чтобы он неправильно понимал причинно-следственные связи, а действовал как нужно нам (напугать и т. д.)
-- навязать ценности ребёнку, чтобы затем манипулировать поведением
-- вообще не говорить ребёнку о последствиях в случае неправильного поведения, а поставить его в неведение, желательно чтобы этого варианта просто боялся, или в голову чтобы даже не приходило

А без навязывания этих самых ценностей прямо какой-то дикий капитализм получается!

6

На совесть надо давить, чтоб этому гаду стыдно было если только посмеет поступить неправильно :)

7

Только вот не понимаю, зачем ребёнку навязывать ложиться спать обязательно в 20-00. Странные люди...

8

Иван85 написал(а):

зачем ребёнку навязывать ложиться спать обязательно в 20-00. Странные люди..

а что изменится, если укладывать в 23-00? важно не во сколько, а как приучить ребенка спокойно ложиться, не тянуть время, не истерить и т.п.
не нашла ничего жестого в решениях  :dontknow:  под себя можно корректировать, но в целом, направление действий считаю правильным.

9

у меня вот задача: ребенок 6 лет стала очень неопрятной, за столом - всё капает на одежду, на улице - всю грязь собирает, обтирает, коленками возится, в садик одежда на 1 день.
Объяснения не помогают.
Заставить самой стирать еще рано, маленькая. Обидно за неё, тем более девочка вроде. Грязь в упор не видит. Откуда пятна на одежде не помнит.

10

Спасибо за интересную задачу. Не то, чтобы мы тут могли найти решение для Вашего конкретного случая: ведь мы же не знаем всех Ваших обстоятельств. Но пораскинуть умом и поделиться опытом – тоже будет полезно. Я сразу обратился к жене: она все же лучше меня разбирается в таких делах. А она:
     – А в чем, собственно, проблема? Слишком много стирки? Или есть опасение, что девочка вырастет грязнулей? Или неприятна мысль: а что подумают люди о маме, у которой дочь ходит в грязной одежде? В зависимости от этого и надо подбирать решение.
     – А как у нас? – спрашиваю я.
     – Ну, то, что одежда на один день, я к этому давно привыкла. У меня для каждого припасено полно шмоток. В машинке постирать не проблема. Только вот часто приходится кое-какие пятна застирывать вручную. Но тут уж ничего не поделаешь. А за столом, когда едим, ты же знаешь, я заставляю их раздеваться.
     – А на улице?
     – А на улице: им же всюду интересно сунуть свой нос. Ну, не держать же их всё время за ручку...

11

Спасибо за ответ. Да уж, придётся смириться. На самом деле проблема не в одежде конечно, а в том, что хотелось бы опрятность воспитать. Именно опасение, что неопрятность станет привычкой,  и ребенок вырастит грязнулей, огорчает.

12

Решила ответить, потом почитать, что пишет автор.

1. Ребенок закатывает истерику на улице.
С таким не сталкивалась, но если бы вдруг... Если времени действительно нет, а ребенок валяется на твердом асфальте, взять под мышку и пойти. Если время позволяет и валяние происходит на травке, то проблемы не вижу, можно и подождать, пока ребенку не надоест. =)

2. Ребенок закатывает истерику дома.
Не вижу проблему. Вариант - когда ты говоришь таким голосом, я тебя не слышу, налей себе сама, если не можешь, попроси нормальным голосом. А вообще не дать попить ребенку такого возраста как-то странно, это же не блажь какая, а первичная потребность...

3. Еще одна домашняя истерика.
А вот это уже интересное шоу, и относиться к нему надо соответственно, можно давать советы, как лучше завывать и раскидывать руки и ноги. Можно даже похлопать. В любом случае, отнестись к этому всерьез было бы ошибкой.

4. Истерика в гостях.
Мама манкирует своими материнскими обязанностями. Ребенок маленький. Если ему необходима материнское присутствие, значит оно необходимо. Что за манера, в самом деле, сдавать ребенка куда-нибудь, чтоб не мешал? Это же не чемодан, и детская не камера хранения.

5. Ребенок досаждает родителям при гостях.
См. предыдущий пункт. Вообще картина маслом получается: "бридж или дети, дети или бридж, что же выбрать?" ))

6. Ребенок ходит по лужам.
Не вижу проблемы вообще. Ну ходит, ну по лужам, ну простудится. В следующий раз зато можно будет сказать. вот ты ходил по лужам и простудился, в этот раз промочишь ноги - сразу домой.. Да! И купить ребенку резиновые сапоги!)))

7. Ребенок слишком медленно одевается.
Не хочет, значит, гулять, звезды в этот день не сложились. Традиции хороши в меру.

8. Ребенок мешкает перед уходом в школу.
Радикальное предложение. Забрать ребенка из школы и учить дома. Мама бы тоже мешкала, собираясь на работу, зная, что предстоит, скажем, неприятный разговор с начальником.

9. Ребенок не хочет одевать теплую одежду.
Опять не вижу проблемы. Пусть одевается как хочет, теплую одежду взять с собой, если вдруг замерзнет и передумает.

10. Ребенок отказывается есть.
Ну и пусть не ест! Что за люди..

11. Ребенок мешкает за едой.
Хороший спокойный ребенок, где проблема?

12. Ребенок ест только макароны.
Тут бы следовало обратиться к врачу, наверняка что-то не так с пищеварительными ферментами. Во всяком случае курс витаминов - в обязательном порядке.

13. Ребенок не является вовремя на ужин.
Ну тут есть варианты - либо "ужин был в 7, кто опоздал - того и проблемы", либо "опоздал - обслужи себя сам"

14. Ребенок разбрасывает одежду где попало.
Хочу тоже узнать ответ на этот вопрос. Однако думаю, проблема в недостаточно аккуратных родителях (как и у нас, к примеру).

15. Ребенок не желает прибираться за собой.
См. 14

16. Дети заходят на кухню в грязной обуви.
Значит надо мокрую тряпку постелить при входе в кухню, проблемы в детях нет.

17. Ребенок теряет вещи.
Отличная жизненная ситуация, всякое случается, хороший повод поговорить "о разных людях"

18. Дети обещали ухаживать за собакой, но слова не держат.
Умный родитель должен был предусмотреть такой вариант развития событий и быть готовым взять на себя заботу о собаке. Только собака станет уже его, а не детей. Мучить зверя все равно нельзя, даже если надо повоспитывать сыновей. Так что объяснить им, что "собака теперь моя и заботиться о ней буду я", либо пусть быстро пересмотрят свое поведение. Вообще знаю такие примеры, в которых собака в результате циничной принципиальности родителей сдохла. Считаю, это ужасно.

19. Ребенок бьет мать.
Это, конечно, совершенно вопиющее поведение, что-то в воспитании идет клинически "не так". Но сведений слишком мало. чтобы сделать вывод о том, что именно.

20. Ребенок играет со спичками.
Ситуация опасная для жизни. Ребенок маленький. Спички надо ПРЯТАТЬ. Лет через 5 он поймет, что к чему.

21. Ребенок не желает ложиться спать.
Мало информации, может он перевозбуждается как-нибудь перед сном. К примеру, одна моя знакомая жаловалась на ту же проблему. Оказалось, у них традиция перед сном - ребенок принимает душ. То есть в обычных семьях практикуют ванну, которая расслабляет. А она решила, что ванна-душ - одно и то же. А душ-то как раз очень взбадривает.

Вот, все, пойду теперь читать авторов.)))

13

Мда. Прочитала.. Такие милые протестантско-американские реалии, где "хорошо выглядеть перед знакомыми" важнее, чем "быть".  К тому же авторы отвечают не вполне на поставленные здесь вопросы. Частично это связано с особенностями английского языка, у них там у глаголов времен больше, чем у нас, поэтому "пришли один раз на кухню в грязной обуви" и "приходят регулярно на кухню в грязной обуви" - немножко разные предложения. =) А так второй вариант мне, в принципе, ближе. Метод "заболтать" вполне себе симпатичный. ))

14

Комп купить надо и Интернет надо ребёнку подключить, а также выделить отдельную комнату. Пусть ложится в любое время, хоть в час ночи. За неуспеваемость и т. п. эти вещи можно ограничивать.

Невозможно выделить ребёнку отдельную комнату? Нехрен было рожать, если жилья нет.

15

Условие. Четырехлетняя Сильвия приходит на кухню, где мама готовит обед:

— Я хочу пить, — говорит она противным плаксивым голосом.

— Пожалуйста, перестань хныкать, — отвечает мама. — Я налью тебе воды, после того как ты попросишь меня об этом нормальным тоном.

— А-а! Не хочу воды, хочу лимонаду!

Сильвия отчаянно плачет и тянет маму за фартук.

Ошибочное решение. Мама делает руками жест отчаяния и восклицает:

— Боже мой! Сабина! Когда же ты перестанешь меня изводить!

Сабина истошно вопит:

— Лимонаду! Хочу лимонаду!

Мама сдается:

— Черт с тобой! Вот тебе твой лимонад, только оставь меня в покое!

Правильное решение. Мама выключает плиту и, не слова не говоря, удаляется в туалет.

У нас дальше события будут развиваться следующим образом - ребенок истошно вопит под дверью туалета и колотит кулаками и ногами в дверь туалета и в пол. Соседи сверху и снизу начинают веселиться. Все это продрлжается двадцать минут. Мама-то закаленная, а вот соседи сверху и снизу не выдерживают и начинают стучать по батареям. Мама выходит. Истерика продолжаетися еще час-полтора.

Вывод - уж лучше было бы сразу дать воды. Может, ребенок и хныкал, потому что хотел пить.

16

12. Ребенок ест только макароны.

Условие. Девятилетний Марк отказывается есть что-либо, кроме макарон. Всякий раз за столом разыгрывается настоящая борьба за то, чтобы впихнуть в него хотя бы кусочек какой-нибудь другой еды.

Решение. Следуя совету, полученному на курсах для родителей, мама предлагает Марку заключить договор. Как бы он отнесся к тому, что на протяжении недели она будет кормить его одними макаронами? Марк с радостью соглашается. Теперь на завтрак, обед и ужин он получает только макароны и ничего больше. Марк чувствует себя совершенно счастливым — в течение трех дней. Потом у него появляется отвращение к макаронам. Он бы с удовольствием поел чего-нибудь еще. Однако мама проявляет твердость и до конца недели не кормит его ничем другим. После этого Марк больше не привередничает и ест всё, что готовит мама.

Наш дальнейший сценарий - на 4-й день монодиеты ребенок попадает в больницу с острым приступом холецистита. После этого следует еще пара месяцев лечений.
Стоит ли покупать такой дорогой ценой некапризное поведение за столом?..

17

Условие. Четырехлетняя Элен бьет или кусает свою мать, если та ей в чем-то не угодила.

Ошибочное решение. Мать пребывает в отчаянье от такого поведения дочери. Она старается лишь продемонстрировать, что ей очень больно, в надежде, что Элен проникнется к ней состраданием. Однако на девочку эта тактика не оказывает ни малейшего влияния.

Правильное решение. Мать говорит добродушным тоном:

— О, я вижу, ты хочешь поиграть в шлепки! — и делает ответный шлепок, но не понарошку, а по-настоящему — так чтобы удар получился достаточно чувствительным. На это девочка может рассердиться и ударить еще. Но мама невозмутимо и твердо продолжает игру до тех пор, пока Элен не остановится. Вряд ли Элен когда-либо захочет поиграть в эту игру во второй раз.

Комментарий. Принципиальным моментом тут является то, что мать шлепает ребенка не в качестве наказания, а как продолжение игры, затеянной самим ребенком.

Наш дальнейший сценарий - ладно, я начинаю "играть в шлепки", ребенок окончательно выходит из себя и лупит, не разбирая. Следуя правилам этой гениальной игры, я в ответ должна тоже лупить , но по-настоящему.  Итог - ребенок весь в синяках, потому что если я буду с ним "играть в шлепки", при этом шлепая в ответ по-настоящену, так оно и будет. Можно и отбить что-то.
По-моему, до игры в шлепки лучше не доводить.

18

Условие. Каждый вечер в 19.30 начинается отчаянная борьба за укладывание ребенка в кровать. Четырехлетний Гарри проявляет себя как искусный мастер по затягиванию времени.

ну и дальше, чтоб всё не копировать.

Как было бы у нас, если бы я применила предложенное решение - приблизительно в 21-30 начинается страшная истерика, она продолжается час и продолжается второй. Весь подъезд "на ушах", соседи не могут спать и вызывают полицию или ювенальщиков.
Ну и оно мне надо??
Не лучше ли , действительно, мягко забрать у ребенка карандаши и потихоньку-потихоньку уболтать лечь спать.

19

Вывод: все эти решения предназначены для совершенно безпроблемных, неконфликтных и очень послушных детей.
А с такими детьми нормальные родители и без учебников управятся.

20

Маме-гостье
Эти решения (как и сами задачи) предназначены для того, чтобы побудить родителей думать и искать новых, лучших решений. Разумеется, готовые решения, взятые из книжки, окажутся всегда хуже тех, которые родители сами могут придумать для своего ребенка, потому что книжные решения как бы для всех сразу и ни для кого по отдельности. Я собственно и пересказал эти стандартные решения в надежде узнать от Вас что-то более подходящее. От ваших же комментариев впечатление такое, что ребенок может легко вами управлять, и Вас такое положение дел вполне устраивает. Вы даже этим как будто гордитесь. Собственно, почему бы и нет? - особенно если у Вас только один ребенок и Вы "сидите" с ним дома. Надо же Вам чем-то занять время, чтобы скучно не было. Пожалуй, если бы кто-нибудь предложил Вам подумать, как отучить ребенка от истерик - чтобы он сделался более "послушным", - Вы бы отнеслись к такому предложению с негодованием.

21

Уважаемый Леонид :) В нашей семье давно уже найден самый лучший способ (для нас) справиться с истерикой - это не доводить до нее. Им мы успешно пользуемся. Когда мы поняли, что данный способ наилучший, истерики прекратились.
А методы, предложенные в "задачнике" как раз провоцируют истерики. В случае с укладыванием спать, в решении сказано, что ребенок будет "тихо плакать в кровати". Т.е. все эти решения расчитаны на таких детей, которые не будут громко протестовать. Пойдет, в уголке похнычет и никаких проблем :) С таким ребенком не нужны психологические пособия, такого ребенка можно успешно "вести" интуитивно.
Все дети разные. Многие дети (имею ввиду в нежном возрасте) не смогли бы объять своим умом (если вы понимаете, о чем я говорю :) ) методику "что можно одному, можно и другому".
Об этом я и писала в комментариях выше.

Спасибо за внимание к моим постам, мне очень приятно!

С уважением,
мама школьницы.

22

Маме-гостье
Я знаю два способа не доводить до истерик:
(1) Активное слушанье и, вообще, забалтывание.
(2) Делать то, что хочет ребенок.
Если Вы знаете третий способ и можете привести примеры, поделитесь, пожалуйста.
Пока получается так, что Вы говорите, что "классические" методы, о которых я рассказываю, - это бесполезная дрянь, - в отличие от тех методов, которые применяете Вы. Вы хотите научить нас чему-то полезному или только подразнить?

23

Мне тоже интересно,каким еще способом не доводить до истерики?

24

Ох, читала задачки в надежде найти ответ на вопрос как уложить ребенка спать. К сожалению, не наш случай. Мой 4-летка (ровестник малыша из примера) будет радостно играть сколько угодно, периодически прибегая, залезая на колени, мешая заниматься делами и пр. Сам не уснет, по крайней мере до 5 часов уж точно - проверено (не специально конечно, самолет просто задержали). Так что увы, приходится жестко загонять в постель и контролировать процесс засыпания.

Еще умилило решение "игра в шлепки" - бывало что сын год назад поднимал руку на малознакомых людей, сейчас к счастью прошло. Так вот, сестра мужа решила применить этот метод. Сыну так понравилась игра, сейчас когда видит тётю, сразу зовет ее "подраться".

А в остальном мне наверно повезло, понятие "истерика" мне не знакомо.

25

Наверное, я все это где-то когда-то читала, потому что кажется смутно знакомым, но сейчас (дочери 8 лет) почти все советы кажутся нелепыми и бессмысленными. С одной стороны родители ( в советах) прибегают к скрытому шантажу (если ты, то и мы), а ведь дети подчас проверяют, "что будет?" просто из любопытства, если вести себя заведомо неправильно. Родители же в ответ сами демонстрируют неверное поведение, а именно: равнодушие, жестокость, невнимание, тем самым вводя их в ранг приемлемых. Или же начинаются ненужный треп,пустословие, как будто и так непонятно, что хочет ребенок, как будто пустое признание злости устранит эту злость. Это же издевательство над человеком! "Мы видим, как ты зол, иди нарисуй это!" Интересно, что бы родители почувствовали, когда начальник, или коллеги на работе, или друзья, или соседи сказали: "Да мы видим Ваши переживания", и перевели разговор, не придя ни к какому решению или компромиссу. Приходите Вы эдак к соседям: "Вы нас залили!" А они Вам: "Вы хотите поговорить о своих чувствах?"
      У нас почти не было истерик, ну по крайней мере, каких-то серьезных. Я исхожу из того, что моя дочь достойный человек, любит и уважает меня, и в подобных ситуациях искренне удивляюсь. Когда ребенок капризничает, причиной может быть банальная усталость, начало болезни и, как следствие, неспособность себя контролировать, а "воспитывать" в такие моменты верх родительской неграмотности и нежелания понять проблемы ребенка. И еще, читая советы, складывается впечатление, что раньше с ребенком не разговаривали, а вот теперь поговорили (неважно по какой системе) и проблема вмиг разрешилось. И по моему мнению, если ребенок закатывает истерики, то это либо хитрая, контролируемая манипуляция (следовательно, он Вас не уважает; кого уважают, тем не манипулируют), либо вопль отчаяния от Вашего равнодушия, даже если внешне, формально Вы и проявляете внимание (а это уже значит, что Вы его не уважаете). А конкретно по ситуациям я поступаю или поступила бы так: 1. Ребенок валяется на улице в истерике. Я бы посмотрела как на дурочку, потому что искренне бы удивилась подобному поведению. "Тебе как приятно? Не жестко? Ну тогда ладно, а я дальше пошла." Я проявила внимание, сообщила, что пойду, а не молча проигнорировала; если хочет идти со мной, то пойдет, не хочет, то поваляется, и тогда пойдет. Нет, ну может нравится ей валяться! 2. Плаксивым голосом просит пить. Плаксивый голос уже раздражает, и свое раздражение я дам понять, а не буду терпеть и уговаривать. Если уважаешь собеседника, то разговаривай нормально, а не уважаешь, так нечего со мной и разговаривать. Я тебе не навязываюсь. Поэтому я спрошу в ответ: "Что с интонацией?" Либо в ответ: "Все нормально, мама. Дай, пожалуйста, попить." Либо: "Ничего-о-о! Пи-и-ить хочу!" Я: "Ну хочешь - хоти." Интонация все равно поменяется. Я игнорирую неверно выраженную просьбу, но не самого ребенка. 5. Дочь "засыпала" вопросами во время игры в бридж. В бридж я не играю, но, предположим, беседую с подругой и переключать свое внимание на дочь не хочу. Спрашиваю: "Настя, я сейчас занята? Ты хочешь, чтоб я внимательно выслушала тебя и ответила, или нет? Я сейчас могу тебя внимательно выслушать? Почему?" В общем-то понятно, что в примере дочь просто хочет отвлечь внимание мамы на себя, так пусть признается в этом себе хотя бы в такой форме, ведь может она этого не осознает. А потом осознает право мамы не отвлекаться в данный момент на неё. Ну и еще ободряющий короткий поцелуй! Толику внимания-то ведь можно уделить. Это же прекрасно, что пока ребенок жаждет нашего внимания, и на это нельзя сердиться. Вот придет подростковый возраст еще мы сами побегаем за вниманием. 6. Ребенок ходит по лужам. А где ему ходить?! По асфальту? Так он ходил вчера по асфальту, а сегодня повезло, и есть лужи! А как познать что такое лужи, не зайдя в них? А зачем придумали резиновые сапоги? А зачем вы вышли гулять к кожаных ботинках, когда на улице лужи? А Вы уверены, что вышли гулять? А вы помните, что Вы вышли гулять с ребенком? А если серьезно, то я считаю неуважением к ребенку игнорирование его насущной потребности  познать мир во всех его проявлениях. Кстати, то же отношение касается и игры со спичками. Я убеждена, ребенок искренне старается быть хорошим, и если жажда познания так велика, что не дает удержаться в рамках запретов, то эту жажду нужно удовлетворить. Конечно, легче сто раз сказать нельзя, поорать, напугать (Это жеманно-преувеличенное:"О какое счастье, что ты не пострадал!" То есть должен был, и в другой-то уж раз обязательно). Видимо, у моей Насти жажда познания не была так велика, т.к. ей сказали, что со спичками играть опасно, и она поверила. Я старалась не говорить "Нельзя!" Нельзя убивать, нельзя мучить, нельзя издеваться. А спички, ножницы, иголки - необходимые вещи, что потом специально говорить, а вот теперь (в 5, 10, 15 лет) можно. А если забуду сказать, то запрет нарушит, или в определенном возрасте можно нарушать? Для меня это дилемма. Я старалась говорить "не надо", т.е. сейчас не надо. А насчет спичек. Я бы разожгла в раковине костерок, позажигала бы свечи, т.е. сама поустраивала бы игры со списками под моим присмотром. Горящий огонь так завораживает. Смотрели когда нибудь как горит огонь в русской печи? А ребенок возможно никогда этого не увидит. Открытый огонь почти нигде не используется. Зачем лишать ребенка этого удовольствия? Просто объясню, что мы будем делать это только вместе. 7. Ребенок медленно одевается. Да, была проблема. Я заранее говорила, что пора одеваться. В 3 года это утряслось. Но собирается до сих пор медленно, (8. Медленно собирается в школу.) возможно не хватает организованности. Мы над этим сейчас работаем. Я нервничаю ужасно, и о том, что нервничаю Насте говорю; и пока не могу понять, она не может быстрее, или ей все равно, что я нервничаю. 9. Ребенок не хочет одевать теплую одежду. Ну, тут есть варианты. Я помню, как меня в детстве кутали, и я парилась и не могла шевелиться. Теперь я "мерзлячка". Во-первых, мне холодно, а ей (да и другим) нет, что же заставлять утепляться? Но Настя может и не заметить как замерзла (только когда икать начнет), и хорошо , если не заболеет (хотя от этого не болеет). Поэтому, смотрю на градусник, спрашиваю её, полагаюсь на случай. Диктовать, как одеться не могу, боюсь ошибиться. 10. Ребенок отказывается есть. Это проблема Настиного детства. Вечный недобор веса, при высоком росте. Вероятно нехватка ферментов. Я тоже была отвратительный едок, и сейчас почти не ем. Возможно, я не права, но я непреклонна: "То, что я положила, нужно съесть без разговоров". Это редкий факт моего родительского деспотизма. Мой ребенок не бывает голоден, поэтому время пришло и мы едим: Настя - кашу, я - чай; Настя - суп, я - чай, Настя - котлету с гарниром или творог, я гарнир и чай, Настя еще раз суп, я - чай. (И все равно мне бы похудеть немножко.) 11. Ребенок мешкает за едой в гостях. Не поняла зачем подгонять? У ребенка может ферментов не хватает, может не хочет играть с ребятами. Какая проблема? Хочется уровнять со всеми? А зачем? Или вы куда-то торопитесь? Я думаю, можно дать возможность ребенку получить удовольствие от неспешного чаепития. 14,15. Ребенок разбрасывает одежду где-попало, не прибирается за собой. Да, мы так живем. Периодически меня это раздражает, но я сама не чистюля, так что "нечего на зеркало пенять..." Когда моя мама приходит к нам в гости, она ужасается моим беспорядком, но меня он устраивает (вернее я не могу с ним справиться) и заявляю, что имею право жить так, как хочу. Мой отец тоже ужасается, но он еще больший разбрасыватель вещей, просто за ним мама прибирает, а у нас некому. Ну так и живем. 17. Ребенок теряет вещи. Ребенок относится безалаберно и наплевательски или просто случайно забывает? Все ведь могут что-нибудь когда-нибудь забыть. Настя тоже порой забывала, приходилось ходить разыскивать. Что-то находилось, что-то нет, переживала жутко, но потом снова что-нибудь забывала. При таком количестве новой информации это неудивительно. Учить собранности, организованности, но ведь на раз эту проблему не решить. Я думаю, это длительный процесс. Да и взрослые теряют, забывают, что же в таких случаях без тапок что ли ходят? 18. Дети обещали ухаживать за собакой. Ха, а Вы им поверили?! Как можно обещать то, что ты ни разу не делал? Дети-то понятно заблуждались, а взрослые как могли всерьез принять эти заверения? Это просто безответственно! И животное не виновато, оно не должно становиться объектом опытов в воспитании. Взрослые разрешили завести собаку, значит они приняли ответственность за все последствия на себя. Демонстрировать, что можно избавиться от того, кого ты приручил, и кто тетя полюбил, негуманно (по отношению к собаке и детям). Тут уж убеждать, внушать, ругать,махнуть рукой и взять обязанности на себя, но животное голодом не морить! 21. Ребенок не желает ложиться спать. Это понятно, мир так интересен! Ждать пока сам захочет спать бесполезно, не почувствует, что устал, раскапризничается, но если день прошел неинтересно, без устали, то усыпить тоже очень трудно. Поэтому, во-первых, насытить день событиями, эмоциями, новыми впечатлениями. А когда пора ложиться спать, заранее подготовить: "Котенок, пора спать". С дошколятами это проще - "Спокойной ночи,малыши!" все скажет. У нас это четко было, передача закончилась - пора в кровать. Сейчас 2 класс, "Спокочки" не смотрим, уроки в это время делаем. Но когда перед сном тягомотиться начинает, предупреждаю: "Я готова пожелать"Спокойной ночи!" Если ты сейчас не ложишься, то потом я буду занята". У нас укладывание это приятный ритуал: полежать в темноте, пообниматься, поцеловаться, поговорить, может почитать (если есть время), колыбельную спеть, сказать, что люблю. Ну кто от этого откажется?

26

Эти психологи сами себе противоречат. Нельзя шлёпать - и тут же предлагают шлёпать (в виде игры или как - ювенальщикам-то на это фиолетово). Нельзя чтобы плакал - и тут же предлагают чтобы проплакался, тихо ли нет ли, но в результате осознанных действий  родителей.  Главное, в результате манипуляций  1. запрещается  детям вести себя как дети 2. родителям запутываются мозги противоречивыми методиками, и те уже сами себе не верят, ведь дети продолжают вести себя по-детски, что означает для начитанных родителей что они не справляются.
Вот нестандартное решение неопрятности ребёнка, которое получилось само собой: в комнате появилось боооольшое зеркало, деть постоянно видит себя со стороны, делает выводы, и вот уже и результат - ребёнок обращает внимание на свой внешний вид самостоятельно, без единого слова от родителей.
Чем мне не нравятся подобные вышеописанным методики: дети в них выставляются как некий раздражающий объект, и воспитание представляется как просто сиюминутное комфортное пребывание под одной крышей.  Вот почему я больше люблю читать книги для детей - там нет фальши, дети этого не любят.



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC