Форум сайта «Образовательный проект Леонида Некина»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Обучение мышлению

Сообщений 31 страница 37 из 37

31

Григорий,
к сожалению разговор получился не о чем. Слов было наговорено много, но самый первый вопрос: "Что такое обучение мышлению и как им можно заниматься?" - остался, фактически, без ответа. Какие-то смутные намеки на ответ имеются, но извлечь их из этого объема текста - задача, действительно, неблагодарная, и я бы никому не посоветовал этим заниматься. Ну что ж, не всякий разговор получается удачным. Мы с Яковом применим теперь наши способности к мышлению и поучимся на собственных ошибках.

32

Точку зрения Леонида я понял так: мышление не может рассматриваться как отдельный самостоятельный предмет; заниматься обучением мышлению не надо; все необходимые знания, умения, навыки формируются в рамках других, более конкретных предметов,  в первую очередь в математике.
Таково моё восприятие точки зрения Леонида.

33

В том-то и штука, что у меня нет и не было точки зрения: я всего лишь задавал вопросы, обозначая то, что мне бы хотелось понять. А понять мне хотелось именно то, что Яков сформулировал в несколько трансформированном виде. Как можно мышление выделить в отдельный предмет? Как им можно заниматься? Чем занятие мышлением отличается от решения задач на смекалку, которые обычно даются в математических кружках?

34

Решение задач на смекалку в математических кружках - это тот образ, с которого обычно и начинается формирование представления о мышлении. Но...
1. Сейчас математические кружки встречаются достаточно редко. Я за десять лет общения с детьми и родителями пересекался только с одним...
2. В математических кружках занимаются дети с уже сформированным интересом к математике и мышлению. Таких очень мало. А как быть с остальными?
3. Возраст детей, о которых идет речь, около десяти лет. Для младших таких кружков нет.
4. Задачи на смекалку встречаются в задачниках по математике, но только эпизодически. И отношение к ним как к чему-то необязательному...
5. Есть такие понятия как креативность, творчество, талант. Они связаны с мышлением, но в рамки математики, и даже метаматематики, они не вписываются. На них есть спрос, и очень большой. Но очень мало информации о том, как их формировать и развивать в детях.
Один из способов приблизиться к пониманию мышления - решать перечисленные проблемы.

35

Вот смотрите, Яков: я, ничего не зная об обучении мышлению, тоже мог бы написать этот же самый текст, что и Вы.

Есть такие понятия, как креативность, творчество, талант. - Да, действительно, так оно и есть, никто не спорит.

Они связаны с мышлением, но в рамки математики, и даже метаматематики, они не вписываются. - Да, действительно.

На них есть спрос, и очень большой. - Да, так принято считать. Это тоже общее место. (Хотя лично я на протяжении своей жизни не сталкивался со спросом на креативность, творчество, талант, а наоборот наблюдал, как эти качества целенаправленно вытравляются из детей. Есть специально оборудованные места, где это делается, и есть специально обученные люди, которые это делают. Эти места называются школами. Эти люди называются школьными учителями. Но это разговор особый, я сейчас не об этом).

Но очень мало информации о том, как их формировать и развивать в детях. - Да, действительно. (Отсутствие такой информации как раз и означает, что общество не заинтересовано в том, чтобы в детях развивать креативность, творчество, талант - но это опять-таки реплика в сторону.)

Один из способов приблизиться к пониманию мышления - решать перечисленные проблемы. - Да, конечно. (Более того, это не один из способов, а практически единственно социально приемлемый способ развивать мышление. Потому что развивать оригинальное мышление в области социальных отношений, политики, религии и т.п. Вам никто не позволит. Единственная область человеческих знаний, где на развитие мышления не наложено тотальное вето, - это как раз математика. Оригинальное математическое мышление - вещь очень далекая от реальной жизни, а потому непосредственной угрозы для общества не представляет.)

Ну и что нового я узнал из Вашего текста? - А ничего! Вы не стремитесь продемонстировать, что Вы правы, что Вы занимаетесь действительно замечательным делом и т.п. Вы демонстрируете, что невозможно доказать, что Вы неправы. Это - хорошая тактика для обвиняемого в судебном процессе. Но Вы же не обвиняемый и мы с Вами не в зале суда!

36

Леонид Некин написал(а):

Ну и что нового я узнал из Вашего текста? - А ничего! Вы не стремитесь продемонстировать, что Вы правы, что Вы занимаетесь действительно замечательным делом и т.п. Вы демонстрируете, что невозможно доказать, что Вы неправы. Это - хорошая тактика для обвиняемого в судебном процессе. Но Вы же не обвиняемый и мы с Вами не в зале суда!

Я принципиально не хочу доказывать свою правоту. Доказательство правоты - это пустая трата времени и сил. Я стараюсь объяснить свою позицию, чтобы а) привлечь внимание к существующим проблемам, б) предоставить каждому читателю возможность самостоятельно решать, насколько моя деятельность соответствует его интересам, целям, задачам. Если есть совпадение интересов, то возникает сотрудничество в той или иной форме. Я не считаю, что мой путь самый лучший. Но это мой путь, и я по нему двигаюсь.

Я продолжаю отвечать на вопросы: Как можно мышление выделить в отдельный предмет? Как им можно заниматься? Чем занятие мышлением отличается от решения задач на смекалку, которые обычно даются в математических кружках?
Общество неоднородно. В том числе и по отношению к мышлению. В рамках существующей системы образования (государственной) можно заниматься мышлением только начальных уровней. Но и это очень важно. Кто-то должен создавать основу, фундамент.
А когда ученик приобретает некоторые базовые навыки мышления, тогда с ним можно обсуждать задачи из политики, из религии, из социальных отношений. Помешать такому общению система уже не может. Это мышление уже на других уровнях, но оно остаётся мышлением. Внутренние законы те же самые. Базовые навыки - те же самые...
Когда при формировании простейших мыслительных навыков мы видим перед собой цель развитие таланта, творца, философа, вот тогда и получается представление о мышлении в целом. :0)

37

Леонид Некин написал(а):

Откуда Вы берете эти задачи? Тут у меня чисто практический интерес. На моем сайте есть небольшой курс начальной математики, но там очень не хватает вот таких задач на сообразительность. Самому "нарыть" источники мне всё времени не хватает. Может быть, выручите - поделитесь интересными ссылками?


Если позволите, отвечу вам по существу вопроса).
Со своим ребенком (7 лет) восемь месяцев назад мы начали целенаправленно заниматься развитием логического мышления по программе Logiclike, которую теперь могу смело рекомендовать использовать всем родителям, практикующим СО. Вот http://logiclike.com.
Можно попробовать бесплатно несколько порешать, но, на мой взгляд, нормально оценить программу можно только прозанимавшись хотя бы месяц (сумма несущественная, кружки очные в разы дороже).

Программа состоит из 13 разделов с авторскими логическими задачами (составляют профессора и заслуженные педагоги!) с теорией и видео уроками. Это задачи и на закономерности, и на развитие пространственного мышления, и по комбинаторике, на перестановки и переливания, со спичками и задачи на шахматном поле и др.

Такой комплексный подход действительно обеспечивает развитие мышления. Задачи не однотипные, с разными уровнями сложности. Очень грамотно составлены. И все наглядно, с картинками, интерактивными элементами, комментариями решений.
Главным результатом обучения по этой программе у моего ребенка считаю не развитие навыков решения логических задач разными методами, хотя и это важно, безусловно, а формирование привычки рассуждать, размышлять, анализировать все условия, искать разные пути решения и выбирать самый красивый способ)). А  еще мой первоклашка начал САМ составлять логические задачи! И это радует меня еще больше)).



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC