Форум сайта «Образовательный проект Леонида Некина»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Обучение мышлению

Сообщений 1 страница 30 из 37

1

Эту тему я создал для диалога с Яковом Мордвиновым. Яков профессионально занимается развитием мышления школьников. Мы заранее списались и решили вынести наш диалог на открытую площадку, чтобы все, кому это может быть интересно, были в курсе.

Яков, мой первый вопрос такой. Что такое вообще развитие мышления и как им можно заниматься? Я понимаю, как можно обучать математике или шахматам и т.п., но как можно обучать человеку мышлению вообще, без какой-либо привязки к конкретному предмету? Это звучит для меня примерно так же, как если бы кто-то сказал, что он обучает говорению на иностранных языках, не указывая, какие именно языки он имеет в виду.

2

А вы не задумывались, чему обучают детей в школе на уроках физической культуры? Правильный ответ: культуре выполнения физических упражнений. А каких именно? А всех, в той или иной мере... Ведь для всех физических упражнений есть общие принципы, общие правила. Обучение любому виду спорта начинается с отработки простых физических упражнений. Таких как бег, прыжки, махи руками и ногами, наклоны и т. д. После того, как эти простые движения освоены, идёт отработка более конкретных навыков. В соответствии со спецификой выбранного вида спорта.
Похожая ситуация и с мышлением. Развитие мышления начинается с тренировки достаточно простых действий таких как устный счёт, чтение или конструирование. Без такой базы мыслить эффективно невозможно. А дальше всё просто. Учимся решать все задачи, для понимания которых хватает знаний и умений. Чем больше разнообразие решённых задач, тем лучше.  Рассказать более понятно общую концепцию в нескольких словах вряд ли получится. Так что жду следующих вопросов.
Кстати, по поводу обучения иностранным языкам. Григорий Олегович Громыко как раз обучает иностранным языкам, не особо конкретизируя, каким именно, т. е. сразу многим, тем, которые нужны. В том числе и тем, на которых он говорить не умеет. Эта информация у меня из личного общения. И я верю, что это правдивая информация, как и то, что подобное обучение может быть эффективным... :0)

3

М-да, устный счет я всегда ненавидел, а конструированием вообще никогда не занимался. Наверное, туго у меня с эффективностью. Могли бы Вы привести для примера несколько задач, которые Вы учите(сь) решать? Примеры, как мне кажется, всегда лучше проясняют ситуацию, чем объяснения.
Насколько я знаю, Григорий Олегович учит не языкам, а тому, как учить языки (по его терминологии, даже не учить языки, а тренироваться языкам). Есть у него такая очень любопытная общая методика освоения языков. По его указаниям, ученик самостоятельно составляет для себя упражнения и их выполняет (да к тому же не один, а с кем-нибудь в паре). Однако в каждом конкретном случае речь идет об освоении вполне конкретного языка.

4

Леонид Некин написал(а):

Насколько я знаю, Григорий Олегович учит не языкам, а тому, как учить языки (по его терминологии, даже не учить языки, а тренироваться языкам). Есть у него такая очень любопытная общая методика освоения языков. По его указаниям, ученик самостоятельно составляет для себя упражнения и их выполняет (да к тому же не один, а с кем-нибудь в паре). Однако в каждом конкретном случае речь идет об освоении вполне конкретного языка.

Совершенно правильно! В каждом конкретном случае речь идёт о развитии вполне конкретного интеллекта, того, который тренируется. :0)

5

Леонид Некин написал(а):

Могли бы Вы привести для примера несколько задач, которые Вы учите(сь) решать? Примеры, как мне кажется, всегда лучше проясняют ситуацию, чем объяснения.

Конечно! Задачи на развитие мышления достаточно хорошо известны. Я предлагаю несколько простых.

Три слагаемых: из последовательности чисел 5, 12, 19, 23, 27, 8, 14, 22, 17 выбрать три числа, сумма которых равна 50.

Палеонтология: по наборам согласных КНГР, ЛНВЦ, НДТР, ГР, БГМТ, НТЛП восстановить названия зверей; можно добавлять в любом количестве гласные, а также твёрдый или мягкий знак.

Расположить десять точек на плоскости так, чтобы получилось пять рядов по четыре точки в каждом ряду.

Из пяти слов выбрать лишнее, обосновать свой выбор: ЗАЯЦ, КРОЛИК, ВОЛК, ЛИСА, ОВЦА.

6

Что касается устного счёта и конструирования... У каждого человека свой индивидуальный путь в развитии мышления. Кто-то с лёгкостью решает математические задачи, а кто-то пишет стихи. Человеческая деятельность очень разнообразна, поэтому любой навык может пригодиться в жизни. Главное, чтобы человек совершенствовался, двигался вперёд. Я, например, в школе очень не любил писать сочинения. А сейчас в какой-то степени приходится этим заниматься... :0)

7

Что Вы имеете в виду под конкретным интеллектом? Могли бы Вы привести пример хотя бы нескольких конкретных интеллектов, развитием которых Вы занимаетесь?

Спасибо за задачи. Глядя на них, действительно становится ясно, о чем мы вообще говорим. Это, как Вы говорите, простые задачи. А что из себя представляют сложные?

Откуда Вы берете эти задачи? Тут у меня чисто практический интерес. На моем сайте есть небольшой курс начальной математики, но там очень не хватает вот таких задач на сообразительность. Самому "нарыть" источники мне всё времени не хватает. Может быть, выручите - поделитесь интересными ссылками?

8

Леонид Некин написал(а):

Что Вы имеете в виду под конкретным интеллектом? Могли бы Вы привести пример хотя бы нескольких конкретных интеллектов, развитием которых Вы занимаетесь?

Странный вопрос... :0) Прежде всего, я занимаюсь развитием своего интеллекта. :0) Далее, интеллекты моих детей... Интеллекты учеников, с которыми я занимаюсь... Интеллекты моих родных и близких... Интеллекты друзей, коллег, знакомых...  Есть ли смысл продолжать?
Всякое взаимодействие с другим человеком подразумевает воздействие на его мышление. Это воздействие может быть интенсивным или  слабым, эффективным или нет. Если я заинтересован в развитии мышления других людей, то при любом взаимодействии моё намерение будет реализовываться на уровне подсознания. Это с одной стороны. А с другой стороны, я постоянно ощущаю ответственность за то, как мои действия или слова влияют на развитие другого человека.

9

Леонид Некин написал(а):

Спасибо за задачи. Глядя на них, действительно становится ясно, о чем мы вообще говорим. Это, как Вы говорите, простые задачи. А что из себя представляют сложные?

Пример сложной задачи: сформировать как черту характера трудолюбие, т. е. умение получать удовольствие и удовлетворение от решения большого числа разнообразных, в том числе, практических задач.

10

Леонид Некин написал(а):

Откуда Вы берете эти задачи? Тут у меня чисто практический интерес. На моем сайте есть небольшой курс начальной математики, но там очень не хватает вот таких задач на сообразительность. Самому "нарыть" источники мне всё времени не хватает. Может быть, выручите - поделитесь интересными ссылками?


Интересные задачи я собираю лет тридцать... У меня есть некоторое количество литературы, в бумажном формате. Метра два или три. Есть книги и в электронном виде, но на чтение времени слишком мало. Поэтому я в них пока не ориентируюсь так, как в бумажных. Ссылок на ресурсы в Интернете у меня нет. Но бОльшая часть заданий, которые я использую в работе, у меня есть в электронном виде. И они как-то структурированы. Надо ведь учитывать, кому предлагается задача и с какой (ближайшей) целью. Своими материалами я готов поделиться. Надо только разобраться, что конкретно нужно.
На многие математические навыки у меня есть подготовленные компьютерные тренажёры. Я о них многократно упоминал в своих рассылках. Общее количество таких тренажёров больше ста. В такой же компьютерный вариант я постепенно перевожу и задания из других областей, например, анаграммы и задачи на внимание. Все эти программы можно пересылать по электронной почте. Список программ расширяется...
Придумывать однотипные задания достаточно скучно, поэтому я использую для их генерации компьютер...

11

Сранность моего вопроса про конкретный интеллект вызвана тем, что я, очевидно, увидел в этой Вашей фразе не тот смысл, который Вы в нее вкладывали: "В каждом конкретном случае речь идёт о развитии вполне конкретного интеллекта, того, который тренируется." Напомню, мне хотелось бы понять, как можно тренировать мышление вообще. На мой непрофессиональный взгляд, это невозможно - так же, как невозможно учить иностранный язык вообще. Можно учить конкретный язык: английский, китайский, латинский и т.п. - а вот учить иностранный язык, не привязываясь ни к какому конктретному языку, нельзя. В этом контексте и появилась Ваша фраза о том, что Вы занимаетесь развитием конкретного интеллекта. Мне показалось, что Вы говорите о том, что существуют разные типы интеллектов, и каждый Ваш ученик выбирает тот тип интеллекта, который он хочет развивать под Вашим руководством, и Вы с ним именно этим конкретным типом интеллекта и занимаетесь. Мой вопрос остается открытым: как можно развивать мышление вообще, а не мышление математика, не мышление писателя, не мышление композитора, не мышление бизнесмена, не мышление политика, не мышление монаха, не мышление солдата, не мышление вора и т.п.? Это всё-таки очень разные типы мышления, и совершенно непонятно, как их можно подавать в одном флаконе. Тем более с этим хочется разобраться, потому что легкие задачи у Вас - по математике, а единственная сложная задача, приведенная Вами в пример, - из серии "Зачем мы живем?". Вы хотите сказать, что целенаправленно занимаетесь привитием определенных морально-этических качеств Вашм ученикам? А политические взгляды Вы тоже прививаете?

Спасибо за готовность поделиться материалами. Вы спрашиваете, что нужно? Прежде всего я имел в виду задачи такого типа, которые Вы привели в качестве легких - на развитие математической смекалки.

Кстати, как решаются легкие задачи, приведенные Вами в пример, я знаю. А как решается сложная задача про формирование черты характера? Ну не нравится человеку решать задачи - нравится лежать на диване перед телевизором и пить пиво - что тогда?

12

Леонид Некин написал(а):

Мой вопрос остается открытым: как можно развивать мышление вообще, а не мышление математика, не мышление писателя, не мышление композитора, не мышление бизнесмена, не мышление политика, не мышление монаха, не мышление солдата, не мышление вора и т.п.? Это всё-таки очень разные типы мышления, и совершенно непонятно, как их можно подавать в одном флаконе.

А как вы считаете, стремление улучшить свою физическую форму для математика, писателя, композитора, бизнесмена или политика будет подразумевать совершенно разные пути решения? :0)  Я так думаю, что способы решения данной задачи будут разные: тренажёрный зал, бассейн, пробежки по утрам и т. д. Но определяться они будут отнюдь не профессией, а конкретными условиями. Т. е. для всех перечисленных профессий будут общие варианты решения задачи.
Второй пример. Если указанная группа лиц пытается привлечь спонсоров для финансирования своей деятельности. Чей интеллект окажется в более выгодном положении? :0)

Чтобы внести ясность, надо разделить все возможные задачи на несколько типов. Например, задачи, которые решаются за секунды или за минуты, будем называть оперативными; задачи, решаемые за минуты или часы, тактическими; а задачи, решаемые за несколько месяцев или лет, будем называть стратегическими. Стратегические задачи в свою очередь надо делить на краткосрочные и долгосрочные.

Простые задачи на мышление - задачи оперативные. Большинство оперативных задач не требуют никаких специальных знаний и умений. В этом смысле они универсальны. Знания и умения, необходимые для решения оперативных задач, можно получить достаточно быстро. Для этого не требуется каких-то особенных талантов, хотя черты характера и особенности интеллекта будут оказывать влияние на скорость решения таких задач. Ещё одна важная характеристика: для решения оперативных задач не требуется большого запаса энергии (воли, настойчивости, концентрации внимания и т. д.) В отношении энергетических характеристик я рекомендую читателям книгу П. Акимова и В. Клименко "О мальчике, который умел летать". Решение оперативных задач формирует в интеллекте человека определённые модели мышления. Эти модели мышления являются базовыми элементами, "кирпичиками", из которых строится любой процесс мышления.

Тактические задачи уже требуют определённых "профессиональных" знаний и умений. Они отличаются значительно бОльшим разнообразием. И для их решения требуется значительно больший запас энергии.
Стратегические задачи я пока рассматривать не буду. :0) Дело в том, что реальным решением стратегических задач занимается достаточно малая часть населения. :0)

Возвращаясь к открытому вопросу... :0) Если научить ребёнка достаточно хорошо решать оперативные задачи, то его успешность в учёбе, в развитии интеллекта и в жизни существенно повышается. Это отнюдь не значит, что на этом обучение мышлению надо прекращать... :0)

13

Я думаю, будет понятнее, если Вы просто поподробней расскажите, как проходят Ваши занятия с детьми, на которых Вы обучаете их мышлению.

14

Леонид Некин написал(а):

Тем более с этим хочется разобраться, потому что легкие задачи у Вас - по математике, а единственная сложная задача, приведенная Вами в пример, - из серии "Зачем мы живем?". Вы хотите сказать, что целенаправленно занимаетесь привитием определенных морально-этических качеств Вашим ученикам? А политические взгляды Вы тоже прививаете?

Я не согласен с тем, что вы все задачи на мышление относите к математике. Математической естественно считать только первую задачу (три слагаемых). Третью задачу (про расположение точек) можно считать наполовину математической. Она использует математическую терминологию, но не использует математические навыки! А ещё две задачи вообще не связаны с математикой! На каком основании вы их отнесли к математике?! :0)
Можно говорить о том, что это задачи на смекалку или на логику. Но логика и смекалка не являются разделами математики!
Я знаю, что подобные задачи имеются в школьных учебниках по математике. Это легко объяснить. Модели мышления, формируемые такими задачами, очень востребованы в математике. Впрочем, как и в других предметах. Но в стандартной школьной программе нет курса логики или смекалки. Поэтому и приходится запихивать задачи на мышление хоть куда-нибудь. При этом, по моей оценке, 30-40% задач на мышление тесно связаны с математикой, т. е. могут считаться математическими. И примерно столько же задач связаны с языком, с чтением, с речью, с умением выражать свои мысли.

Да, я целенаправленно занимаюсь формированием нравственно-этических качеств. (Различия в терминологии не случайные. :0) Мораль навязывается внешне, нравственность формируется изнутри.) Но я достаточно редко обсуждаю эту тему. Нравственность и этика относятся к долгосрочному стратегическому мышлению, т. е. это мышление самого верхнего (или самого глубокого) уровня. Чтобы решать задачи такого уровня сознательно, требуется очень высокий уровень энергетики. Для большинства людей это в настоящий момент недоступно. Но кто имеет способности, тот должен решать проблемы... :0)
А проблемы у нас очень серьёзные. Молодое поколение в большинстве своём является "чистыми потребителями", т. е. ориентировано на потребление благ, но не желает создавать их собственным трудом. Понимания, что потребление и созидание взаимосвязаны, у "чистых потребителей" нет. Базовый закон природы нарушен. А значит, включаются механизмы блокировки в виде войн, стихийных бедствий, терроризма, эпидемий, изменения климата и т. д. Если уровень нравственности и этики не будет повышен до некоторых пороговых значений, то проблема будет решаться быстрым сокращением численности населения. Как вы считаете, в этих условиях надо заниматься вопросами нравственности и этики? :0)
Я понимаю вашу иронию в отношении политических взглядов. Если вы сумеете меня убедить, что какие-то политические взгляды способствуют решению долгосрочных стратегических задач таких, как выживание человечества, то, возможно, я займусь и политикой. :0)

15

Давайте не будем цепляться к словам. Я мог бы сказать, что "легкие задачи у Вас - <из тех, что можно встретить в школьных учебниках> по математике", - получилось бы только дольше.

Как вы считаете, в этих условиях надо заниматься вопросами нравственности и этики?


Надо, только это не уровень школьного учителя. Это уровень президента страны и главы церви. Если отдельно взятый школьный учитель успешно привьет своим ученикам честность и трудолюбие, в то время как кругом процветает обман и потребительство, то его трудолюбивые ученики просто будут потом всю жизнь ишачить, а плодами их трудов будут пользоваться тунеядцы. Так нередко и было в советские времена, а теперь народ "поумнел", и у учителя вряд ли что-нибудь получится. Но, может быть, Вы опровергните мои слова на собственном примере? Какими методами Вы формируете нравственно-этические качества своих учеников? Какие получаете результаты?   

Мне удивительно, что Вы как будто не сознаете, что судьба человечества находится не в руках школьных учителей, а в руках политиков (чей приход к власти зависит от исходов выборов, а значит, и от политических убеждений населения), но не думаю, что смогу Вас тут убедить. Доказывать очевидные вещи - труднее всего.

16

Леонид Некин написал(а):

Кстати, как решаются легкие задачи, приведенные Вами в пример, я знаю. А как решается сложная задача про формирование черты характера? Ну не нравится человеку решать задачи - нравится лежать на диване перед телевизором и пить пиво - что тогда?


Сложные задачи решаются медленно и постепенно. :0) Если человеку не нравится решать задачи, а нравится лежать перед телевизором и пить пиво, то это просто не мой ученик. :0)

17

Леонид Некин написал(а):

Я думаю, будет понятнее, если Вы просто поподробней расскажите, как проходят Ваши занятия с детьми, на которых Вы обучаете их мышлению.


Основное содержание занятий - решение задач. Каждый ученик получает листок с задачами. Если задачи достаточно простые, то они группируются в блоки так, чтобы на решение одного блока уходило не более 10-15 минут. Например, семь строк задания "три слагаемых" составляют один блок. Если используется конструктор "Танграм", то за один раз собираются 5-7 картинок. За один час можно решить 3-4 блока с заданиями. При этом блоки подбираются из разных разделов, т. е. в работу включаются разные "части" интеллекта. Некоторые задачи, например "Лишнее слово", удобно решать группой, а не индивидуально. С одной стороны, создаётся дополнительный интерес за счёт соревнования, с другой стороны, ребята усиливают друг друга за счёт комбинирования моделей мышления...
Поскольку некоторые типы задач существуют в виде компьютерных программ, то можно устраивать соревнования по ним между минигруппами (с использованием нескольких компьютеров).
Ну и самая любимая часть - интеллектуальные игры. Различные варианты "Ним"-ов, "Крестики-нолики", "Реверси", "Пентамино" и т. д.

18

То есть получается, что за один академический час дети у Вас решают 15-30 задач. От полутора до трех минут на задачу. Что ж это за такие нестандартные задачи на смекалку, которые решаются так быстро и в таком количестве? Весь смысл задач на смекалку состоит в том, что для них нет стандартных решений, и всякий раз надо думать, причем заранее нельзя спрогнозировать, сколько времени придется думать - одну минуту или один день.

19

Леонид Некин написал(а):

Давайте не будем цепляться к словам. Я мог бы сказать, что "легкие задачи у Вас - <из тех, что можно встретить в школьных учебниках> по математике", - получилось бы только дольше.

Я стараюсь донести мысль, что "мышление и математика - это не одно и то же, хотя общего у этих понятий очень много". Дело в том, что многие отказываются задумываться над простыми вещами под предлогом, что "нет способностей к математике". Я же пытаюсь доказать, что мышление присутствует во всех сферах деятельности человека. Но в разных формах и в разном количестве.

20

Леонид Некин написал(а):

ЯМ: Как вы считаете, в этих условиях надо заниматься вопросами нравственности и этики?

ЛН: Надо, только это не уровень школьного учителя. Это уровень президента страны и главы церкви. Если отдельно взятый школьный учитель успешно привьет своим ученикам честность и трудолюбие, в то время как кругом процветает обман и потребительство, то его трудолюбивые ученики просто будут потом всю жизнь ишачить, а плодами их трудов будут пользоваться тунеядцы. Так нередко и было в советские времена, а теперь народ "поумнел", и у учителя вряд ли что-нибудь получится. Но, может быть, Вы опровергните мои слова на собственном примере? Какими методами Вы формируете нравственно-этические качества своих учеников? Какие получаете результаты?   

Мне удивительно, что Вы как будто не сознаете, что судьба человечества находится не в руках школьных учителей, а в руках политиков (чей приход к власти зависит от исходов выборов, а значит, и от политических убеждений населения), но не думаю, что смогу Вас тут убедить. Доказывать очевидные вещи - труднее всего.


В этом сообщении собрано очень много вопросов, поэтому отвечать буду постепенно... :0)
Я надеюсь, нравственно-этическое воспитание собственных детей вы не делегируете президенту страны?! :0)
Президент и глава церкви могут существенно влиять на мораль, способствуя или препятствуя принятию определённых законов и норм поведения. Но нравственность и этика определяются не законами и нормами, а примерами-образами. Человек сознательно или подсознательно копирует определённые образы действий, реакций, отношения. При этом важными факторами являются результативность действий и привлекательность образа.
Отсюда главный метод этического воспитания: "Делай как я!"  Если вы являетесь для ребёнка примером деятельного, успешного и счастливого человека, то он будет вас копировать. Большей частью подсознательно. Потому что такие люди ему нравятся и он сам хочет быть таким, даже если не осознаёт этого. При этом, если в каких-то ситуациях вы рассказываете ребёнку о своих способах решения проблем, и объясняете, чем эти способы лучше, то ребёнок будет учитывать эти способы, и возможно, воспользуется ими при случае...
Президент не может существенно влиять на нравственно-этическое воспитание по трём причинам: 1. он находится далеко от ребёнка и нечасто попадает в "поле его зрения". 2. с точки зрения ребёнка оценить успешность президента (привлекательность его образа) достаточно сложно. 3. Президент не имеет обратной связи для корректировки и решения самых насущных проблем ребёнка.
С первым пунктом разобрались. Продолжение в следующем сообщении... :0)

21

Леонид Некин написал(а):

Если отдельно взятый школьный учитель успешно привьет своим ученикам честность и трудолюбие, в то время как кругом процветает обман и потребительство, то его трудолюбивые ученики просто будут потом всю жизнь ишачить, а плодами их трудов будут пользоваться тунеядцы. Так нередко и было в советские времена, а теперь народ "поумнел", и у учителя вряд ли что-нибудь получится. Но, может быть, Вы опровергните мои слова на собственном примере? Какими методами Вы формируете нравственно-этические качества своих учеников? Какие получаете результаты?   

Мне удивительно, что Вы как будто не сознаете, что судьба человечества находится не в руках школьных учителей, а в руках политиков (чей приход к власти зависит от исходов выборов, а значит, и от политических убеждений населения), но не думаю, что смогу Вас тут убедить. Доказывать очевидные вещи - труднее всего.


Вопрос второй: "Насколько полезны и насколько вредны для человека честность и трудолюбие?" Начну с напоминания очевидной истины, что для существования человеку необходимо зарабатывать "хлеб насущный", или отнимать его у кого-то другого. :0) Должно быть понятно, что вторым способом невозможно пользоваться бесконечно. :0) Любой способ "отнимания", в том числе "относительно честный", создаёт человеку проблемы в будущем. Если человека не беспокоит будущее, и живёт он только текущим днём, то он может совершенствоваться только в способах "отнимания". Но процесс обучения будет недолгим... :0)
Для большинства людей такой вариант не подходит. Рано или поздно им приходится заниматься самостоятельным "зарабатыванием". Если у человека есть трудолюбие, то процесс труда создаёт (в среднем) положительные эмоции, а при отсутствии оного человек в процессе труда загоняет себя в депрессию. Каждый выбирает сам, что ему больше подходит... :0)
По поводу честности. Честность стратегически выгодна. Особенно чётко это проявляется в области бизнеса. Я сейчас не буду это положение доказывать. Доказать это логически невозможно. Но это подтверждается жизненным опытом большого числа людей. Поэтому всем интересующимся я советую почитать, например, рассылки или блоги предпринимателей... :0)
Тунеядцы могут пользоваться плодами чужого труда только в той мере, в которой им это позволяют. :0) Каждый может научиться получать от своего труда максимальную пользу для себя лично. Но для этого, естественно, надо в себе кое-что поменять. Я думаю, что вы догадались, поменять надо устаревшие модели мышления. :0) И где здесь противоречие с обучением мышлению? :0)

И ещё один штрих к картинке... :0)  По-видимому, наиболее народ "поумнел" в Греции, в Испании, на Кипре... Настолько "поумнел", что не хочет самостоятельно решать свои проблемы, а хочет жить за счёт соседей... :0)
Вот только, если все "поумнеют", то кто же будет хлеб выращивать?

22

Спасибо, что напомнили мне очевидную истину, а я, в свою очередь, хотел бы напомнить Вам свои вопросы, которые Вы процитировали два раза, да так и на них и не ответили.

Какими методами Вы формируете нравственно-этические качества своих учеников? Какие получаете результаты?

Вы дали понять, что целенаправленно формируете у своих учеников нравственно-этических качеств, решая с ними задачи типа "сформировать как черту характера трудолюбие, т. е. умение получать удовольствие и удовлетворение от решения большого числа разнообразных, в том числе, практических задач". А потом всё свелось к банальному личному примеру. Личный пример - это настолько тривиально, что об этом можно было бы и не упоминать - просто потому, что Вы при всем желании не могли бы этот фактор воздействия исключить.

Я надеюсь, нравственно-этическое воспитание собственных детей вы не делегируете президенту страны?!


Я не делегирую, но я отдаю себе отчет в том, что нравственно-этическое воспитание моих детей определяется на самом высшем уровне: через систему образования, через государственные СМИ, через моральную атмосферу общества. Я, разумеется, в меру сил тоже занимаюсь их нравственно-этическим воспитанием, но я бы категорически не хотел, чтобы этим еще целенаправленно занимался каждый школьный учитель (разве что - личным примером): спасибо, не надо.

По поводу вопроса: "Насколько полезны и насколько вредны для человека честность и трудолюбие?" Я такой вопрос Вам не задавал. Я считаю такую постановку вопроса бессмысленной и вредной. Этот вопрос подразумевает, что все люди должны быть одинаковы. И Ваш ответ на него подтверждает, что Вы исходите именно из того, что все люди одинаковы. К трудолюбию нас всех приучали в советские времена. И вообще тогда слова произносились очень правильные. Что это означает на деле - хорошо известно.

23

Леонид Некин написал(а):

Спасибо, что напомнили мне очевидную истину, а я, в свою очередь, хотел бы напомнить Вам свои вопросы, которые Вы процитировали два раза, да так и на них и не ответили.

Какими методами Вы формируете нравственно-этические качества своих учеников? Какие получаете результаты?

Вы дали понять, что целенаправленно формируете у своих учеников нравственно-этических качеств, решая с ними задачи типа "сформировать как черту характера трудолюбие, т. е. умение получать удовольствие и удовлетворение от решения большого числа разнообразных, в том числе, практических задач". А потом всё свелось к банальному личному примеру. Личный пример - это настолько тривиально, что об этом можно было бы и не упоминать - просто потому, что Вы при всем желании не могли бы этот фактор воздействия исключить.

Я не делегирую, но я отдаю себе отчет в том, что нравственно-этическое воспитание моих детей определяется на самом высшем уровне: через систему образования, через государственные СМИ, через моральную атмосферу общества. Я, разумеется, в меру сил тоже занимаюсь их нравственно-этическим воспитанием, но я бы категорически не хотел, чтобы этим еще целенаправленно занимался каждый школьный учитель (разве что - личным примером): спасибо, не надо.

Надо внести некоторую ясность. Я не работаю в школе, а потому не являюсь школьным учителем. Тем более я не являюсь "каждым школьным учителем". Я работаю в сфере дополнительного образования, и мои уроки не являются обязательными. Банальный личный пример я считаю основным методом нравственно-этического воспитания. Возможно, вы назовёте какие-то другие, более "действенные" методы, которые вызывают у вас столь сильную негативную реакцию. Тогда я смогу ответить, насколько эти методы применимы в моей практике.
Относительно результатов. Я не имею возможности оценивать результаты своего нравственно-этического воздействия на учеников. Во-первых, это надо делать на интервалах времени от десяти лет и более. Во-вторых, как вы правильно заметили, моё воздействие не является единственным; поэтому говорить о результатах какого-то отдельного воздействия бессмысленно. В этих условиях возможна только одна оценка: субъективная оценка того человека, на которого было направлено воздействие. Но и эта оценка меняется с течением времени.
Я ведь приводил пример сложной задачи. А у сложных задач обычно нет однозначно правильного общего решения.

24

То, что Ваши занятие собирают учеников, не будучи обязательными, - делает Вам честь. Этим может похвастаться действительно не каждый учитель. Тут у нас произошло, похоже, некоторое недоразумение. Когда я просил Вас привести пример сложной задачи, я подразумевал, что речь идет о задачах, которые Вы в явном виде предлагаете решать своим ученикам, контролируя правильность ответа и решения. А Вы мне, похоже, привели в пример задачу, которую Вы ставите перед собой в отношении своих учеников. В явном виде Вы эту задачу перед ними не ставите, правильность решения не контролируете и пользуетесь исключительно пассивным методом воздейстия личным примером. Тут всё находится в обычных рамках, а я уж было подумал бог знает что.

У меня есть еще вот какой вопрос. Мы с Вами познакомились на почве обсуждения Форума ответственных родителей под названием Семьобуч, который состоится этим летом в Этномире. Вы упомянули, что собираетесь туда поехать. Чему Вы планируете там научиться?

25

Леонид Некин написал(а):

То, что Ваши занятие собирают учеников, не будучи обязательными, - делает Вам честь. Этим может похвастаться действительно не каждый учитель. Тут у нас произошло, похоже, некоторое недоразумение. Когда я просил Вас привести пример сложной задачи, я подразумевал, что речь идет о задачах, которые Вы в явном виде предлагаете решать своим ученикам, контролируя правильность ответа и решения. А Вы мне, похоже, привели в пример задачу, которую Вы ставите перед собой в отношении своих учеников. В явном виде Вы эту задачу перед ними не ставите, правильность решения не контролируете и пользуетесь исключительно пассивным методом воздейстия личным примером. Тут всё находится в обычных рамках, а я уж было подумал бог знает что.

Я хотел бы добавить относительно более сложных тренировочных задач. Более сложные задачи подразумевают гораздо больший объём знаний, умений, навыков и обычно имеют более чёткую предметную направленность (в смысле школьных предметов). К этому классу относятся хорошие олимпиадные задачи из математики, физики, черчения, русского языка, программирования и т. д.  При использовании таких задач очень важно учитывать уровень "профессиональной" подготовки конкретного ученика по конкретным предметам. Задач, которые не имеют узкой направленности достаточно мало. Это и понятно. Практически всегда есть какая-то идея решения, и эта идея обычно используется в какой-то области знания...
Примеры более сложных тренировочных задач:
1. Найти фальшивую монету из 12 имеющихся за три взвешивания на рычажных весах. Неизвестно, легче фальшивая монета настоящих или тяжелее.
2. Объяснить, из чего состоят облака, и почему они не падают.
3. Привести пример слова, в котором приставка стоит после корня.
4. Построить сечение куба по трём точкам, которые расположены на трёх скрещивающихся рёбрах.
5. Генерал приказал разместить восемь орудий так, чтобы среди любых трёх нашлись два на расстоянии 100 метров.
6. Расположить числа от 1 до 41 так, чтобы каждое последующее было делителем суммы всех предыдущих.
7. К программе, которая моделирует полёты космического корабля вблизи Луны, написать процедуру автопилота. Задача автопилота: обеспечить старт с поверхности Луны, один оборот вокруг Луны, мягкое приземление в точке старта.
8. Разместить на шахматной доске 12 фигур пентамино так, чтобы свободными остались 4 угловых поля.

Отредактировано Мордвинов Яков (2014-02-12 11:01:05)

26

Леонид Некин написал(а):

У меня есть еще вот какой вопрос. Мы с Вами познакомились на почве обсуждения Форума ответственных родителей под названием Семьобуч, который состоится этим летом в Этномире. Вы упомянули, что собираетесь туда поехать. Чему Вы планируете там научиться?

Отличный вопрос! :0) Я хочу научиться применять парное обучение. Узнал о парном обучении я уже достаточно давно, лет десять назад. Изучил по этому вопросу несколько статей, книг и т. д. Освоил теорию. :0) На уровне сознания я убеждён, что это самая передовая и самая прогрессивная технология обучения. Но применять её в учебном процессе пока удаётся очень слабо, т.е. фрагментарно и эпизодически. В прошлом году я был в Этномире и получил опыт работы в парах. А в этом году я надеюсь попрактиковаться в организации такой работы. И условия СемьОбуча для этого идеально подходят. С одной стороны, там должна собраться достаточно большая группа детей, с которыми можно заниматься мышлением, т. е. тем, чем я обычно и занимаюсь. :0) С другой стороны, рядом  будут профессионалы в парном обучении, которые сразу укажут на ошибки, слабые места и т. д. Это основное направление моего обучения. :0)
Помимо основного будут ещё и другие, предсказать которые я даже не берусь. Но я уверен, что они будут! :0) Дело в том, что на СемьОбуч собираются очень интересные люди, люди с разнообразным опытом и с разными взглядами. И что ещё важно, многие из этих людей очень открыты для общения. А в таких условиях процесс взаимообогащения (культурно-интеллектуального) идёт очень быстро. Если бы даже у меня не было возможности учиться на СемьОбуче парной технологии, я поехал бы туда ради возможности интенсивного общения с интересными людьми. :0)
И третий момент. В июне учебный год заканчивается. И на два месяца я оказываюсь без серьёзной нагрузки по Своему Делу. На СемьОбуче есть возможность прервать этот вынужденный отпуск. :0) Конечно, я еду, чтобы самому тоже учить... :0) Сейчас нам очень не хватает НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЮ. Каждый ученик должен получить личный опыт УСПЕШНЫХ ДЕЙСТВИЙ в задачах на мышление. Только в этом случае у него развивается интерес и формируется мотивация к дальнейшему обучению. Поэтому я так много внимания уделяю очень простым задачам. Моя первая цель: включить, по возможности всех, в процесс мышления, дать возможность самостоятельно получить результат, и получить удовольствие от процесса. Но поскольку охватить самостоятельно всех детей я не могу, я обучаю всех желающих (родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестёр, и  т. д.), как это сделать с ребёнком в раннем возрасте (6-10 лет). Позже это сделать сложнее.

27

Леонид Некин написал(а):

То есть получается, что за один академический час дети у Вас решают 15-30 задач. От полутора до трех минут на задачу. Что ж это за такие нестандартные задачи на смекалку, которые решаются так быстро и в таком количестве? Весь смысл задач на смекалку состоит в том, что для них нет стандартных решений, и всякий раз надо думать, причем заранее нельзя спрогнозировать, сколько времени придется думать - одну минуту или один день.

Тут опять произошла путаница из-за существенных различий в мысле-образах. Я говорил о решении на занятии СТАНДАРТНЫХ задач на мышление. А вы ожидали описания решения НЕСТАНДАРТНЫХ задач на смекалку, которые также правильно называть задачами на мышление, но более сложными.
В основном я занимаюсь с детьми, которые ещё не имеют достаточного опыта в решении задач на мышление. А это значить, что у них нет сильной мотивации, они не могут решать одну задачу час или день. Это как предложить первоклассникам записывать лекцию по интегральному исчислению... :0)
Каждый человек обладает некоторым уровнем подготовки. Если его уровня подготовки достаточно для понимания некоторой задачи, то задача его "цепляет", и он готов потратить некоторое время на её решение. Надо помнить, что на решение задачи расходуется энергия... Если задачу удалось решить, то запас энергии восстанавливается и даже увеличивается. Но если энергия потрачена, а задачу решить не удалось, то теряется интерес к задаче. Подсознательно человек отказывается от дальнейших попыток решения, чтобы не растратить жизненно важный запас энергии.
Но если неудач в решении задач оказывается слишком много, то человек по тем же причинам старается принципиально уйти от решения задач, теряет к ним интерес, "закрывается", понижает самооценку. Подробнее читайте в книге "О мальчике, который умел летать"...
Возвращаясь к моим занятиям. Моя первейшая задача - повышать интерес к решению задач. А это подразумевает создание ситуации успеха даже для самых слабых учеников (которые готовы решать задачу не более нескольких минут). Но я использую задачи на мышление, в которых принципиально не может быть каждая попытка успешной, даже если всё делать правильно. Я приучаю к тому, что ситуация ошибки (неуспеха) является совершенно нормальной, рабочей ситуацией, в которой надо не расстраиваться и переживать, а проводить корректировку действий и двигаться дальше. И подобная тренировка проводится на СТАНДАРТНЫХ задачах на мышление. Постепенно запас опыта и энергии увеличивается и появляется возможность решать НЕСТАНДАРТНЫЕ задачи.

28

Вы приводили примеры простых задач.

Три слагаемых: из последовательности чисел 5, 12, 19, 23, 27, 8, 14, 22, 17 выбрать три числа, сумма которых равна 50.

Палеонтология: по наборам согласных КНГР, ЛНВЦ, НДТР, ГР, БГМТ, НТЛП восстановить названия зверей; можно добавлять в любом количестве гласные, а также твёрдый или мягкий знак.

Расположить десять точек на плоскости так, чтобы получилось пять рядов по четыре точки в каждом ряду.

Из пяти слов выбрать лишнее, обосновать свой выбор: ЗАЯЦ, КРОЛИК, ВОЛК, ЛИСА, ОВЦА.


Хотелось бы уточнить, это задачи СТАНДАРТНЫЕ или НЕСТАНДАРТНЫЕ?

29

Леонид Некин написал(а):

Вы приводили примеры простых задач.

Хотелось бы уточнить, это задачи СТАНДАРТНЫЕ или НЕСТАНДАРТНЫЕ?

Это стандартные задачи. У них есть общая схема решения. И есть достаточно большое число задач таких же типов, т. е. с подобной формулировкой, с такой же схемой решения.
Рассмотрим "три слагаемых". Общая схема проста. Берём два числа из списка, складываем. Вычитаем полученную сумму из числа, которое надо получить. Если получилось число, которое есть в списке, то добавляем его к первым двум, и это уже требуемая тройка слагаемых. Если же полученной разности в списке нет, то надо заменить одно из двух начальных чисел на следующее. И повторить все действия.
Как видно, схема проста. Но в основе лежит ситуация выбора. Число возможных вариантов невелико. Поэтому по схеме можно гарантированно прийти к результату. Но интерес в том, чтобы получить результат как можно быстрее. А для этого надо оптимизировать выбор... Дальше всё зависит от конкретного ученика, от его умения считать, от интуиции, от наблюдательности и т. д. В любом случае, решение подобных задач даёт хорошую тренировку мозгу, и не только в плане счёта, но и в управлении памятью, вниманием, эмоциями.
Когда таких задач решено несколько десятков, вырабатываются определённые схемы мышления, и дальше значительного увеличения скорости решения таких задач уже не наблюдается. Я описываю эту ситуацию так: тип задач "три слагаемых" освоен.

30

Леонид и Яков, вы много чего тут написали. Читать всё это - просто нет сил, сорри. У меня есть к Вам обоим просьба, - изложите, пожалуйста, кратко точку зрения на вопрос своего собеседника. "Кратко" - это значит примерно в 500 знаков (ну, или в 1000 знаков), не больше. Правда, в реализации моей просьбы есть одна трудность, - хотелось бы, чтобы "взаимнообратные точки зрения" не влияли друг на друга. Сделать это можно лишь при условии, что они будут опубликованы одновременно. Можно ли это условие как-нибудь соблюсти?

Отредактировано Григорий Громыко (2014-02-28 23:43:03)



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC