Форум сайта «Образовательный проект Леонида Некина»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум сайта «Образовательный проект Леонида Некина» » Воспитание » Книга "Не рычите на собаку!"


Книга "Не рычите на собаку!"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Здравствуйте, Леонид!
У меня вызвали живейший интерес Ваши рецензии на психологическую литературу. Честное слово, не почитала бы Вас, и в голову бы не пришло, что "безнасильственное" воспитание просто модно... (Своих детей у меня еще нет, я пока набираю знаний в копилку).
Хочется поделиться еще одной книгой, отзыва о которой я не нашла у Вас. Карен Прайор "Не рычите на собаку!". Из всего что я читала она выделяется наибольшим набором логичных (с моей точки зрения) воспитательных средств при наименьшей агрессивности насаждения. Если Вы ее читали, было бы очень интересно узнать Ваше мнение. Если не читали - все равно интересно то же самое. :)

2

Книги этой я не читал. Так что спасибо, что обратили мое внимание на нее. После того как прочитаю, поделюсь впечатлениями.

3

Книгу прочитал. Она хорошо написана и доставила мне удовольствие - во всяком случае в той ее части, в которой говорится о животных. Мне понравилось, что воспитание детей рассматривается в одном ряду с дрессировкой собак. Это выглядит, с одной стороны комично, а с другой - как бы и по-научному. В общем, если рассматривать ее как развлекательную книгу - то вещь хорошая и можно только ее всячески рекомендовать.

Что же касается ее практической ценности - то тут всё сложнее. Претензия заявлена немалая. Цитата:

"Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других – и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память?"

Но в реальности всё сводится к банальному рецепту: желаемое поведение надо моментально поощрять (это называется положительным подкреплением), а наказание (понимаемое как отсроченная неприятность) неэффективно. Про отрицательное подкрепление (моментальную неприятность) написано очень невразумительно. С одной стороны признается, что оно прекрасно работает, а с другой авторша очень хочет отговорить читателя от его применения.

Но всё это, конечно, выглядит вершиной логичности и благоразумия на фоне заявлений гуманистов, что ребенка надо поощрять уже просто за то, что он есть.

Под рассуждения авторши подведена "научная" база в виде словечка "бихевиоризм", частого упоминания имени Скиннера и очень милых примеров из жизни дрессировщика животных. Вместе с тем, в книге даже нет сколь-нибудь полного описания того, что надо делать, чтобы выдрессировать собаку. А к воспитанию детей она и вовсе имеет весьма отдаленное отношение, хотя в ней и приведена пара простых примеров того, как можно успокоить раскричавшегося ребенка.

Эта книга заставила меня задуматься над вопросом: В чем отличие воспитания детей от дрессировки животных? Вот несколько отличий, которые мне пришли в голову.

1. О дрессировщиках судят по результату. Если собачка в цирке делает кувырки через голову, значит, дрессировщик молодец. Как именно дрессировщик этого добился - это никого не интересует. О "хорошести" же родителей судят не по результатам, а по самому процессу воспитания - насколько при этом они следуют тем или иным моральным нормам.

2. В дрессировке животных в принципе нельзя добиться чего-то особенно выдающегося. Ну, будет дельфин на потеху публики выпрыгивать по сигналу из воды. Ну и что? Люди, в отличие от дрессированных животных, могут делать вещи, от которых зависят судьбы мира. Поэтому никто не будет возражать, если ваш дельфин будет прыгать на десять метров в высоту и более. Но у вас найдется очень много реальных врагов, если вы всерьез захотите развить способности вашего ребенка в максимально возможной степени - так чтобы он стал, например, главой государства. Именно поэтому на ваши действия как воспитателя накладывается так много ограничений в виде моральных норм. Именно поэтому дрессировка ориентирована на результат, а воспитание - на мораль.

3. У родителей, как правило, нет столько времени на воспитание ребенка, сколько есть у дрессировщика на дрессировку животного (не говоря уж о том, что дрессировщик получает зарплату, а родители - в лучшем случае пособие, существенно меньшее по размеру).

4. Животное, пока им не займется дрессировщик, сидит в клетке в изоляции от всего мира, в так называемой депривации. Дрессировщик для него - единственный источник благ и развлечений. Дети же в том возрасте, когда они лучше всего обучаемы, общаются с самым широким кругом лиц помимо родителей.

5. Дрессировщик занимается дрессировкой не все время, а только тогда, когда это ему удобно. Родители вынуждены заниматься воспитанием даже в самые неудобные моменты времени.

6. Ребенок, в отличие от животного, играет в процессе воспитания самую активную роль. Это еще большой вопрос, кто кого воспитывает: родители ребенка или ребенок родителей. Ребенок знает слабые места родителей и умеет наступить на больную мозоль.

7. От дрессированных животных никто не ждет, чтобы они самостоятельно выходили на арену цирка и выполняли свои номера в отсутствии дрессировщика. От детей же требуется, чтобы они хорошо вели себя, например, в школе на уроках, куда родители вообще не допускаются.

8. От конкретного животного, которое в силу каких-то личных своих свойств, плохо поддается дрессировке, можно легко избавиться. Родители трудновоспитуемого ребенка несут свой крест до конца.

9. Современные дети уже обеспечены всем необходимым: едой, крышей над головой, развлечениями. Они пресыщены благами и ни в чем больше не нуждаются. В отличие от дрессируемых животных, содержащихся в условиях депривации, современным детям глубоко наплевать на дополнительные положительные подкрепления.

10. От детей мы ждем не только механического повторения каких-то действий, но и творчества. Как, скажите на милость, положительными подкреплениями научить ребенка писать хорошие стихи? 

Короче, профессиональный дрессировщик - не самый лучший советчик родителям.

Еще надо заметить, что перевод названия крайне неудачен. В оригинале книга называется «Don't Shoot the Dog!» («Не убивайте собаку!» или «Не стреляйте в собаку!») Имеется в виду, что не надо избавляться от дурных собачьих привычек вместе с собакой - собаку можно выдрессировать.


Вы здесь » Форум сайта «Образовательный проект Леонида Некина» » Воспитание » Книга "Не рычите на собаку!"


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC